Евросоюз и Великобритания объявили о новых санкциях, которые будут включать в себя запрет оказывать юридические услуги. Если раньше юристам из недружественных стран нельзя было помогать только лицам, которые подпали под санкции, сейчас в такой ситуации может оказаться широкий круг российских компаний. Под запретом частично оказался консалтинг. Представительство в судах по-прежнему разрешено, хотя доступ к нему российских лиц затрудняют «культура отмены» и повышенная осторожность британских юристов. Что изменится на юррынке для юристов и их клиентов — спрогнозировали эксперты.
Запад вводит все новые политически мотивированные санкции из-за специальной военной операции, которая длится уже больше полугода. Под запрет или ограничения подпадает не только импорт и экспорт широкого ряда товаров стратегического назначения и массового спроса, но и различные услуги, включая юридические. Если весной юристам не позволяли консультировать отдельных клиентов — крупные банки, олигархов и политиков из России, то сейчас запреты охватят более широкий круг лиц.
Денис Алмакаев, партнер, глава практики международных судебных споров LEVEL Legal Services, считает, что круг «услуг по консультированию» еще только предстоит очертить. Рынок ждет детальных разъяснений, как это было в отношении предыдущих пакетов санкций, отмечает Алмакаев.
По его словам, с новыми санкциями для юррынка наиболее вероятны следующие изменения:
Международные юрфирмы, которые все еще оказывали услуги российским клиентам, могут от них отказываться.
Основная нагрузка, скорее всего, ляжет на ньюльфы — бывшие офисы иностранных юридических фирм, которые еще до начала специальной военной операции оказывали услуги по иностранному праву.
Становятся еще более востребованными российские юристы, имеющие двойную квалификацию, то есть допущенные к практике, например, в англосаксонских странах. Они трудятся в основном именно в ньюльфах в силу международного характера их работы.
Юристов с двойной квалификацией не хватит, чтобы удовлетворить потребности рынка. Придется искать усиление в тех несанкционных юрисдикциях, право которых максимально близко к английскому. Отчасти речь идет про «островные» юрисдикции, отчасти — про страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Роль английского права со временем будет снижаться. Время покажет, будет ли оно замещаться российским правом. В краткосрочной перспективе стоит ожидать «поворота на Восток», причем как в части применимого права, так и в части площадок для разрешения споров.