Принято считать, что санкции – проблема миллиардеров, а состоятельных клиентов среднего сегмента они не касаются. Так сказать, в список не попал – проблем нет. Это не так.
В отношении России введено исторически рекордное количество санкций. Тем же иностранным банкам сейчас намного проще вообще не иметь дел с россиянами, чем постоянно отслеживать санкционный статус клиентов из России. Иногда под раздачу подпадают обладатели иностранных паспортов – просто за тот факт, что родились в СССР.
Оказаться на карандаше у иностранного регулятора или службы комплаенса можно под совершенно надуманными предлогами. Часто это вхождение в совместное предприятие вместе с подсанкционным лицом. Но встречаются и более экзотические варианты: участие в аффилированном благотворительном фонде, занятие должности независимого директора и даже просто совместное времяпрепровождение. Из материалов судебных дел об оспаривании санкций следует, что сотрудники иностранных регуляторов зачастую оперируют той информацией, которую им удалось «нагуглить».
Возникает странная ситуация, когда человек юридически не находится под санкциями, но фактически несет не меньшее бремя, чем подсанкционное лицо. Один из частых запросов клиентов: как мне уберечь себя (и свои активы) от таких ситуаций?
Ниже несколько возможных вариантов действий:
1. Проверка физического лица по открытым и закрытым базам данных.
Она позволит выявить потенциальные факты о прошлом или настоящем, которые могут насторожить регулятора, иностранных контрагентов или банки. После проверки может быть проведена необходимая работа с базами данных: приведение их в актуальное состояние или корректировка, если информация не соответствует действительности.
2. Корпоративное структурирование.
Одна из популярных услуг, направленных на оценку рисков на случай введения санкций. По сути, это проведение «стресс-теста» вместе с локальными юристами в тех странах, где расположены активы, для определения слабых мест и выработки предложений по изменению корпоративной структуры.
3. Оценка логистики платежей.
Требуется для исключения «оверкомплаенса» со стороны финансовых учреждений, что может усложнить (или даже сделать невозможным) движение средств и активов внутри группы при наличии санкционных рисков.
4. Проработка сценариев попадания бенефициара в санкционные списки.
Никто не застрахован от попадания под санкции. На этот случай у состоятельного клиента должна быть хорошо проработанная стратегия юридической защиты, включающая в себя как меры по оспариванию санкционных ограничений, так и планы по поддержанию бизнеса на плаву.
Еще один аспект защиты активов, о котором не все задумываются заблаговременно, – защита активов в процессе раздела имущества супругов.
Как правило, он проходит по понятным правилам и в рамках закона: либо по условиям брачного договора, если таковой был заключен, либо в судебном порядке на основании принципа равенства имущественных долей супругов.
Однако не всегда иски о разделе имущества предъявляются добросовестно. Они могут использоваться для необоснованного обогащения или даже как инструмент атаки на капитал. Один из вариантов – использование требований бывшего супруга для захвата контроля над бизнесом. Другой – попытка забрать активы, которые на самом деле не принадлежат второму супругу или, например, не были нажиты совместно. В таком случае под удар могут попадать личные активы бывшего супруга (супруги), активы его (ее) бизнес-партнеров и даже активы других членов семьи.
Для состоятельных клиентов ситуация осложняется тем, что как члены семьи, так и их имущество могут находиться в разных странах, регулироваться разными правилами и попадать в «зону досягаемости» разных судов.
Для защиты активов от недобросовестных или агрессивных исков о разделе имущества важна детальная стратегия судебной защиты активов, в которой ключевыми являются следующие шаги:
Составление и анализ карты активов. Вместе с юристами необходимо обозначить, в каких юрисдикциях располагаются активы клиента, определить статус этих активов и структуру их владения, наметить ключевые слабые места. Зачастую для этого также привлекаются юристы из соответствующих стран.
Определение границ общей совместной собственности супругов. Важно очень четко обозначить, какие активы подлежат, а какие не подлежат разделу. Например, если один из супругов передал активы партнеру по бизнесу, часто звучат обвинения, что сделка была фиктивной и направленной лишь на техническую смену собственника. В этом необходимо разбираться.
Выбор суда. Если имущество супружеской пары расположено в нескольких странах, возникает закономерный вопрос: где вероятнее всего начнутся судебные разбирательства? В некоторых случаях может быть полезно не ждать, «откуда прилетит», а превентивно начать разбирательства в той или иной юрисдикции. Выбор суда во многом имеет стратегическое значение. Суды разных государств могут по-разному подходить к разделу имущества: в случае, если иск уже инициирован, важно проверить, правильно ли выбран суд и есть ли основания для переноса спора в другую юрисдикцию.
Коммуникация с другими членами семьи и бизнес-партнерами. Если под удар попали не только личные активы бывшего супруга, но и активы третьих лиц, важно вовлечь их в скоординированную работу по защите активов.
Корпоративные конфликты являются неизбежной реальностью практически любого бизнеса. Причины могут быть разнообразными – от расхождений в стратегии развития до недобросовестного поведения партнеров или изменения личных обстоятельств.
Российские корпоративные споры отличаются своей бескомпромиссностью. То, что начинается как спор с партнером по бизнесу в отношении конкретного совместного предприятия, зачастую приобретает характер личной вендетты, когда конфликтующие стороны пытаются оставить друг друга ни с чем. К сожалению, одним из элементов корпоративных споров стала подача заявлений о возбуждении уголовных дел в отношении бизнес-партнеров, что переводит конфликт в разряд «ядерного».
Ситуация стала еще более сложной из-за большого количества профессиональных игроков рынка, которые считают корпоративный конфликт возможностью для получения контроля над спорным бизнесом.
Полностью исключить риски невозможно, но минимизировать последствия вполне реально. Мало что может заменить тщательную проверку будущего партнера по бизнесу. В нашей культуре не очень принято делать так называемые background checks – их функцию зачастую выполняют совместная охота, рыбалка, баня и другие виды совместного времяпрепровождения. А зря – такая проверка стоит недорого, но зачастую позволяет избежать больших сложностей в будущем.
Главное правило для минимизации корпоративных конфликтов – никогда не полагаться только на устные договоренности и документировать их.
На практике есть большое количество аспектов, требующих внимания, но основными можно назвать следующие:
1. Распоряжение долями и вход новых партнеров.
Конфликты часто возникают, когда партнер хочет выйти из бизнеса, передает долю третьему лицу или «размывает» доли других участников. Для исключения или минимизации таких ситуаций необходимо определить:
условия отчуждения долей;
подход к оценке доли партнера;
процедуру входа новых партнеров;
действия при форс-мажоре (например, смерть, развод или банкротство);
механизмы изменения пропорций долей.
2. Принятие решений и выход из тупика.
Когда ни у одного из партнеров нет контрольной доли, а мнения расходятся, бизнес оказывается парализован. В отсутствие механизма урегулирования таких ситуаций спор часто переходит в судебную плоскость. Однако фиксирование договоренностей по следующим вопросам существенно снижает данный риск:
какие вопросы требуют единогласия;
способы разрешения разногласий (от отказа от идеи до привлечения независимого арбитра);
условия выхода партнеров при неразрешимых противоречиях.
3. Защита от недобросовестности.
Недобросовестное поведение может проявляться по-разному: например, путем вывода активов, корпоративного шантажа, использования наработок в конкурирующем бизнесе. В этой связи договорные конструкции должны:
четко определять границы допустимого;
устанавливать санкции за нарушения;
предусматривать механизмы контроля.
4. Достижение согласия о порядке разрешения споров.
Крайне полезно заранее договориться с бизнес-партнером о том, как и где именно будут рассматриваться споры. Если отвечать на вопрос «как?», набор опций достаточно широк: государственные или третейские суды, медиация, адъюдикация и др. Если же говорить про «где», то до 2022 года российские корпоративные конфликты традиционно уходили в страны Западной Европы (и в первую очередь в Великобританию). Однако за последние годы произошел сильный сдвиг в географии споров – во многом из-за санкционных сложностей, о которых мы писали выше.
Защита капитала – это работа не только управляющих активами, но и квалифицированных юристов. Мы описали лишь малую долю рисков, с которыми сталкиваются состоятельные клиенты. Ландшафт подводных камней постоянно меняется, особенно для тех, кто живет на несколько стран, имеет бизнес или активы за рубежом. Ключевая компетенция для работы с частными клиентами – это увидеть проблему до того, как вы с ней столкнетесь.